Итоги конференции

ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ

III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ.

СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

 

III Международная научно-методическая конференция «Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы» проводилась 24-25 февраля 2022 года на базе учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» Белорусского государственного университета.

Актуальность проблем, обсуждаемых в ходе работы конференции, была обусловлена основными целями мировой концепции устойчивого развития и развития системы образования Республики Беларусь.

Основная цель конференции – формирование международной междисциплинарной площадки для обсуждения актуальных вопросов экологического образования исходящих из целей мировой концепции устойчивого развития и развития системы образования Республики Беларусь.

В конференции приняли участие профессорско-преподавательский состав учреждений образования, педагоги и руководители учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования, специалисты министерств и ведомств, специалисты комитетов, управлений и отделов образования, ученые и специалисты научно-исследовательских учреждений.

Организаторами конференции выступили: Министерство образования Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Белорусский государственный университет, Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета, учебно-методическая лаборатория экологического образования МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ, кафедра общей биологии и генетики МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ.

Конференция проводилась в режиме on-line, материалы конференции (сборник, видеоролики, мультимедийные презентации, мастер классы) были размещены на сайте конференции: http://cur.iseu.by/.

На конференцию было заявлено 257 докладов. Участие в работе конференции приняли 350 представителей (из них 25 профессоров и 59 кандидатов наук) из различных образовательных, научных и административных организаций: 24 ВУЗа Республики Беларусь (гг. Минск, Могилев, Витебск, Гомель, Брест, Гродно, Горки, Пинск), 13 колледжей, 9 гимназий и 2 лицеев, 38 средних школ и 23 учреждений дошкольного образования, 9 учреждений дополнительного образования, а также 42 зарубежных вузов и организаций, из 10 стран: Российской Федерации, Украины, Туркменистана, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Киргизской Республики, Казахстана, Италии и Китайской Народной Республики (приложение).

На открытии конференции с приветственным словом обратились:

    • МАСКЕВИЧ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – Директор МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ;
    • ПИРШТУК БОЛЕСЛАВ КАЗИМИРОВИЧ – Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
    • КАДЛУБАЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ – Заместитель Министра образования Республики Беларусь;
    • КОЗАДАЕВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ – Проректор по учебной работе и интернационализации образования Белорусского государственного университета;
    • ОНУФРОВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА – Директор учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»;
    • КУХАРУК ЕКАТЕРИНА СИДОРОВНА – Доктор сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий секцией международных отношений Института почвоведения, агрохимии и защиты почв «Николае Димо».

На пленарном заседании выступили известные ученые и специалисты в области экологического образования:

– от Российской Федерации:

    • ДЗЯТКОВСКАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА – ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук, профессор, ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, член Общественного совета базовой организации государств-участников СНГ по экологическому образованию – доклад «Образование для устойчивого развития как фактор обеспечения национальной безопасности стран СНГ»;
    • ГРИШАЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии Московского государственного областного университета – доклад «Экокультурные ценности и устойчивое развитие»;
    • ЕРМАКОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ – профессор, доктор педагогических наук, кандидат химических наук, доцент Российского университета дружбы народов – доклад «Предварительные итоги форсайта образования для устойчивого развития»;
    • ЧЕСТИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА – председатель общероссийского экологического общественного движения «ЭКА» – доклад «Увлекательные интерактивные экоуроки для школьников и студентов, разработанные при поддержке Coca-Cola в России»;
    • АВГУСМАНОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА – кандидат педагогических наук, заместитель исполнительного директора Фонда имени В.И. Вернадского по образовательным проектам, член Научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования – доклад «Новые формы экологического образования для школьников»;

– от Республики Киргизстан:

    • ОРДОБАЕВ БЕЙШЕНБЕК СЫДЫКБЕКОВИЧ – кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой защиты в чрезвычайных ситуациях Кыргызско-Российского Славянского университета – доклад «Подготовка будущих специалистов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций»;

– от Республики Беларусь:

    • РУССКИХ ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ – заведующий научной лабораторией учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения», кандидат биологических наук

– доклад «Системный подход к организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования эколого-биологического профиля».

К началу работы конференции подготовлен и издан электронный сборник тезисов докладов объемом 44,7 п.л.

Проблемное поле конференции, соответствовало тематике секций:

– Цели устойчивого развития в системе дошкольного и среднего образования: теория и методология развития современного экологического образования – 52 статьи;

– Научно-методические приемы в организации образовательной среды для реализации целей устойчивого развития – 79 статей;

– Инновационные подходы и педагогическое творчество как условие достижения целей устойчивого развития – 73 статьи;

– Дополнительное образование детей, молодежи и взрослых в осуществлении целей устойчивого развития – 46 статей;

– Методические разработки преподавателей – 7 разработок.

На круглый стол «Экологическое образование и устойчивое развитие» на данный момент, получено 83 инновационных научно- и учебно-методических материалов.

Исходя из задач развития системы образования Республики Беларусь и стран СНГ, осознавая необходимость формирования экологически грамотного человека, участники конференции отметили, что в условиях реформирования системы образования значительно возрастают требования профессиональной подготовки специалистов в области непрерывного экологического образования. По словам докладчиков, экологические проблемы современности требуют от вузов и школ при воспитании личности уделять большое внимание формированию экологического мировоззрения.

Участники конференции обращают особое внимание на необходимость дальнейшего развития разнообразных методов экологического образования специалистами разного профиля на новом, качественно более высоком уровне. Проведение конференций подобного направления имеет важное значение, как для развития экологического образования и реализации целей устойчивого развития в целом, так и для подготовки молодых специалистов в этой области.

Участники конференции в своих докладах подтвердили необходимость проведения научно-методических конференций, основными целями которых должны быть обмен опытом, анализ конкретных форм и методов работы в области организации мероприятий по экологическому образованию.

Организация и проведение Международной научно-методической конференции «Экологическое образование и устойчивое развитие. состояние, цели, проблемы и перспективы» позволила создать дискуссионную электронную платформу для педагогов дошкольного, школьного и высшего образования, методистов системы дополнительного образования и специалистов других организаций в области экологического образования для реализации целей устойчивого развития.

Привлечение значительного числа участников как из Республики Беларусь, так и дальнего зарубежья способствовало увеличению количества профессиональных контактов, что в дальнейшем поможет реализовать новые направления исследований и в конечном итоге повысить эффективность работы в области международного сотрудничества по экологическому образованию для реализации целей устойчивого развития.

Проект решения

 

    1. Учитывая актуальность проблематики конференции, продолжить ежегодный формат её проведения.

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики.

Срок исполнения – постоянно.

    1. С целью расширения географии участников конференции в ноябре 2022 г. начать рассылку информационных сообщений в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики.

Срок исполнения – постоянно.

    1. Привлекать к организации и проведению конференции все образовательные структуры, лаборатории и молодежные организации института.

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики.

Срок исполнения – постоянно.

    1. Проводить on-line общение во время пленарных и секционных докладов с использованием новых платформ системы видеосвязи для обеспечения без перебойной и качественной связи с участниками конференции из стран ближнего и дальнего зарубежья

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики, начальник отдела технических средств обучения и коммуникаций.

Срок исполнения – постоянно.

Заведующий учебно-методической лабораторией

экологического образования

МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ                                       Н.П. Стригельская

Заведующий кафедрой

общей биологии и генетики

МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ                                      А.Г.Чернецкая

Организации, принявшие участие в конференции

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

    1. Государственное учреждение образования «Санаторный ясли-сад №55 г. Могилёва»
    2. ГУО “Ясли- сад № 87 г. Минска”
    3. ГУО «Ясли-сад №37 г.Могилева»
    4. ГУО «Ясли-сад № 47 г. Могилева»
    5. ГУО «Детский сад-средняя школа № 22 г.п. Болбасово имени С.И. Грицевца»
    6. ГУО «Ясли-сад №33 г. Мозыря»
    7. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 176 г. Минска»
    8. ГУО «Ясли-сад №565 «Лихтарык» г.Минска»
    9. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 56 г.Могилёва»
    10. ГУО «Ясли-сад №2 г. Новополоцка»
    11. ГУО «Ясли-сад № 97 г. Могилева»
    12. Государственное учреждение образования «Ясли-сад №57 г.Бреста»
    13. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 45 г.Гродно»
    14. Государственное учреждение образования Ясли-сад №176 г. Минска,
    15. Государственное учреждение образования «Грицкевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    16. ГУО «Ясли-сад № 7 г. Шклова»
    17. ГУО «Ясли-сад № 7 г. Рогачева»
    18. ГУО “Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района”
    19. ГУО «Боровобудский ДС–БШ» Кормянского района
    20. ГУО «Ясли-сад № 35 г. Витебска»
    21. Государственное учреждение образования «Ясли-сад №28 г.Бреста»
    22. ГУО «Ясли – сад № 28 г.Могилёва»
    23. ГУО «Ясли-сад №84 г. Могилева»
    24. ГУО “Средняя школа № 29 г. Витебска имени В.В. Пименова”
    25. ГУО “Средняя школа № 28 г. Витебска”
    26. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Светлогорска»
    27. ГУО «Средняя школа №9 г. Пинска»
    28. ГУО «Симоничская средняя школа» Лельчицкого района Гомельской области
    29. ГУО «Гимназия №1 г. Бобруйска»
    30. ГУО «Средняя школа № 93 г.Минска»
    31. ГУО «Средняя школа № 16 г. Полоцка»
    32. ГУО «Средняя школа № 37г. Могилева»
    33. ГУО «Средняя школа №23 г. Гродно»
    34. ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»
    35. ГУО «Чирковичская средняя школа имени П.М.Стефановского»
    36. Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Бобруйска»
    37. ГУО «Детский сад-средняя школа № 22 г.п. Болбасово имени С.И. Грицевца»
    38. Государственное учреждение образования «Гимназия г.Фаниполя»
    39. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г. Могилева»
    40. ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря»
    41. ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»
    42. Мозырский государственный областной лицей
    43. ГУО «Средняя школа №3 г. Калинковичи»
    44. Государственное учреждение образования «Грицкевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    45. ГУО «Средняя школа № 2 г. Полоцка»
    46. ГУО «Средняя школа № 38 г. Витебска»
    47. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Ветки»
    48. ГУО «Средняя школа №56 г. Минска»
    49. ГУО «Боровобудский ДС–БШ» Кормянского района
    50. ГУО «Средняя школа № 17 г. Витебска»
    51. ГУО «Средняя школа №92 г.Минска»
    52. ГУО “Средняя школа №15 г. Пинска”
    53. ГУО “Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района”
    54. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Ганцевичи»
    55. ГУО «Средняя школа № 165 г. Минска»
    56. ГУО «Батчинская средняя школа», Кобринский район, Брестская область
    57. ГУО «Средняя школа №2 г. Микашевичи»
    58. Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г.Бобруйска»
    59. Государственное учреждение образования «Лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Бреста»
    60. ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева»
    61. ГУО «Новодворская базовая школа»
    62. ГУО «Средняя школа №64 г. Минска
    63. Государственное учреждение образования «Яновичская средняя школа Витебского района»
    64. ГУО «Гимназия № 5 г. Бреста»
    65. ГУО «Средняя школа №69 г. Гомеля»
    66. Государственное учреждение образования «Гимназия №6 г. Бреста имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К.»
    67. ГУО «Гимназия №16 г. Минска»
    68. Государственное учреждение образования «Средняя школа №66 г. Гомеля»
    69. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 177 г. Минска»
    70. ГУО «Средняя школа № 23 г. Орши»
    71. ГУО «Гимназия №38 г. Минска»
    72. ГУО «Средняя школа №196 г. Минска»
    73. Пинский колледж УО «Брестский Государственный Университет имени А.С. Пушкина»
    74. ГУО «Витебский государственный технический колледж»
    75. Филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж»
    76. УО «Белорусский государственный медицинский колледж»
    77. Филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Полоцкий государственный лесной колледж»
    78. Горецкий педагогический колледж учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»
    79. ГУО «Минский городской педагогический колледж»
    80. УО «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения»
    81. УО “Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж”
    82. УО «Бобруйский государственный технологический колледж»
    83. Оршанский колледж ВГУ имени П.М.Машерова
    84. Филиал УО БГТУ «Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов»
    85. Архитектурно-строительный колледж в составе межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Белорусско-Российский университет»
    86. Могилевский Государственный университет имени А.А. Кулешова Горецкий педагогический колледж
    87. УО МГЭИ им. А.Д. Сахарова «БГУ»
    88. Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
    89. Белорусский национальный технический университет
    90. УО Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина
    91. УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»
    92. БГУИР
    93. УО Белорусский государственный технологический университет
    94. УО «ПолесГУ»
    95. Белорусский государственный университет
    96. Белорусский государственный университет физической культуры
    97. ВГУ имени П.М. Машерова
    98. БГПУ им. М Танка
    99. УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки
    100. Барановичский государственный университет
    101. УО Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
    102. УО Федерация профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
    103. УО «Гомельский государственный медицинский университет»
    104. Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Минск, Республика Беларусь
    105. УО «Витебский государственный технологический университет»
    106. ФМО БГУ
    107. Белорусский государственный университет транспорта
    108. Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
    109. Академия управления при Президенте Республики Беларусь
    110. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
    111. Витебская городская инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды
    112. УО «Национальный детский технопарк»
    113. Государственное научное учреждение «Институт радиобиологии НАН Беларуси»
    114. ООО «Инновационный Образовательный Детский Центр Фабрика Звёзд»
    115. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Чаусы»
    116. ГНУ «Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси»
    117. Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования»
    118. УО «Республиканский центр экологии и краеведения»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    1. МАДОУ ЦРР – Детский сад 35 «Родничок» ГОЩ
    2. МАОУ СОШ № 4 им. И. С. Черных
    3. МАОУ «Щёлковская гимназия№6» ГОЩ
    4. Газпром школа Санкт-Петербург
    5. Средняя общеобразовательная школа «Центр ЮССТ»
    6. Муниципальное общеобразовате-льное учреждение «Гранитная школа»
    7. МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» городского округа Щёлково
    8. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 351
    9. МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург
    10. МАОУ СОШ №53 г. Томска
    11. ОГБПУ ПмФ Томский аграрный колледж
    12. Томский государственный педагогический университет
    13. Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) «Оренбургский государственный университет»,
    14. ФГБОУ «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского»
    15. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
    16. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
    17. Омский автобронетанковый инженерный институт
    18. Московский педагогический государственный университет (МПГУ),
    19. Национальный исследовательский университет
    20. Московский энергетический институт
    21. Рязанский ГАТУ
    22. ФГБОУ ВО Самарский государственный аграрный университет
    23. ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, г.Москва
    24. Российский университет дружбы народов, г.Москва
    25. Ставропольский государственный аграрный университет
    26. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
    27. Российский государственный гидрометеорологический университет,
    28. ФГБОУ ВО «КубГУ»
    29. Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
    30. Тюменский индустриальный университет
    31. Институт промышленных технологий и инжиниринга Тюмень
    32. Костромской государственный университет
    33. ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
    34. Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ)
    35. ООО «Газпром ВНИИГАЗ»
    36. ВНИИ физиологии, биохимии и питания животных – филиал ФИЦ животноводства – ВИЖ им. ак. Л.К. Эрнста

УКРАИНА

    1. Харьковский природоохранный профессиональный колледж Одесского государственного экологического университета
    2. Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды
    3. Одесский национальный технологический университет
    4. ГУ «Институт эволюционной экологии НАН Украины», г. Киев, Украина

ТУРКМЕНИСТАН

    1. Международный университет нефти и газа имени ЯгшыгелдиКакаева (Туркменистан)
    2. Туркменский государственный институт экономики и управления

РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

    1. Ташкентский государственный университет востоковедения
    2. Национальный университет Узбекистана

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

    1. Таджикский аграрный университет им. Ш.Шохтемура
    2. Средняя общеобразовательная школа №53 им. М.Махмудовой г. Душанбе

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    1. Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б. Н.Ельцина

КАЗАХСТАН

    1. Экономический Колледж Университета Народного хозяйства
    2. Евразийский Национальный Университетимени Л.Н. Гумилева

ИТАЛИЯ

    1. University of Tuscia

КИТАЙ

    1. Guangzhou city Guangdong province