Итоги конференции

ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ 

II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. 

СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

II Международная научно-методическая конференция «Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы» проводилась 25-26 февраля 2021 года на базе учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» Белорусского государственного университета.

Актуальность проблем, обсуждаемых в ходе работы конференции, была обусловлена основными целями мировой концепции устойчивого развития и развития системы образования Республики Беларусь.

В конференции приняли участие профессорско-преподавательский состав учреждений образования, педагоги и руководители учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования, специалисты министерств и ведомств, специалисты комитетов, управлений и отделов образования, ученые и специалисты научно-исследовательских учреждений.

Организаторами конференции выступили: Министерство образования Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Белорусский государственный университет, Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета, учебно-методическая лаборатория экологического образования МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ, кафедра общей биологии и генетики МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ.

Конференция проводилась в режиме on-line, материалы конференции (сборник, видеоролики, мультимедийные презентации, мастер классы) были размещены на сайте http://www.iseu.bsu.by/ (вкладка справа «Экологическое образование») / материалы конференции / круглый стол /.

На конференцию было заявлено 200 докладов. Участие в работе конференции приняли 258 представителей из: 35 ВУЗов Республики Беларусь из них 25 профессоров и 69 кандидатов наук (гг. Минск, Могилев, Витебск, Гомель, Брест, Гродно, Горки, Пинск), 10 СУЗов, 10 Гимназий и 2 лицеев, 33 средних школ и 7 учреждений дошкольного образования; 8 учреждений дополнительного образования, а также 40 зарубежных вузов и организаций, из Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Кыргызстан (приложение).

На открытии конференции с приветственным словом обратились заместитель директора по научной работе Герменчук Мария Григорьевна, Первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Пирштук Болеслав Казимирович, директор учреждения образования. «Республиканский центр экологии и краеведения» Онуфрович Елена Владимировна.

На пленарном заседании выступили известные ученые и специалисты в области экологического образования:

– от Российской Федерации – председатель научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор – Захлебный Анатолий Никифорович; ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук, профессор, ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, член Общественного совета базовой организации государств-участников СНГ по экологическому образованию – Дзятковская Елена Николаевна; директор муниципального автономного учреждения «Информационно-методический центр г. Томска» – Пустовалова Вега Вадимовна;

– от Республики Казахстан – доктор педагогических наук, профессор кафедры «Социальная педагогика и самопознание» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, член Общественного совета базовой организации государств-участников СНГ по экологическому образованию Длимбетова Гайни Карекеевна; учитель биологии и химии Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №65» города Нур-султан, Республики Казахстан, аспирант Уральского государственного педагогического университета Российской Федерации – Даулетова Сауле;

– от Республики Беларуси – заведующий научной лабораторией учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» Русских Иван Анатольевич.

К началу работы конференции подготовлен и издан электронный сборник тезисов докладов объемом 457 стр.

Проблемное поле конференции:

  • Теория и методология развития современного экологического образования:  целей устойчивого развития в рамках системы дошкольного и среднего образования;
  • Научно-методические подходы к организации образовательной среды для достижения целей устойчивого развития;
  • Инновации и педагогическое творчество как условие реализации целей устойчивого развития;
  • Дополнительное образование детей, молодёжи и взрослых в интересах целей устойчивого развития;

На конференцию было заявлено 200 секционных докладов, в том числе по секциям:

– 1 секция – 44 доклада;

– 2 секция – 71 доклад;

– 3 секция – 52 доклада;

– 4 секция – 33 доклада. 

Исходя из задач развития системы образования Республики Беларусь и стран СНГ, осознавая необходимость формирования экологически грамотного человека, участники конференции отметили, что в условиях реформирования системы образования значительно возрастают требования профессиональной подготовки специалистов в области непрерывного экологического образования. По словам докладчиков, экологические проблемы современности требуют от вузов и школ при воспитании личности уделять большое внимание формированию экологического мировоззрения. 

Участники конференции обращают особое внимание на необходимость дальнейшего развития разнообразных методов экологического образования специалистами разного профиля на новом, качественно более высоком уровне. Проведение конференций подобного направления имеет важное значение, как для развития экологического образования и реализации целей устойчивого развития в целом, так и для подготовки молодых специалистов в этой области.

Участники конференции в своих докладах подтвердили необходимость проведения научно-методических конференций, основными целями которых должны быть обмен опытом, анализ конкретных форм и методов работы в области организации мероприятий по экологическому образованию.

Организация и проведение Международной научно-методической конференции «Экологическое образование и устойчивое развитие. состояние, цели, проблемы и перспективы» позволила создать дискуссионную электронную платформу для педагогов дошкольного, школьного и высшего образования, методистов системы дополнительного образования и специалистов других организаций в области экологического образования для реализации целей устойчивого развития.

Привлечение значительного числа участников как из Республики Беларусь, так и дальнего зарубежья способствовало увеличению количества профессиональных контактов, что в дальнейшем поможет реализовать новые направления исследований и в конечном итоге повысить эффективность работы в области международного сотрудничества по экологическому образованию для реализации целей устойчивого развития.

Проект решения

  1. Учитывая актуальность проблематики конференции, продолжить ежегодный формат её проведения.

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики. 

Срок исполнения – постоянно.

  1. С целью расширения географии участников конференции в ноябре 2021 г. начать рассылку информационных сообщений в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики. 

Срок исполнения – постоянно.

  1. Привлекать к организации и проведению конференции все образовательные структуры, лаборатории и молодежные организации института.

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики.

Срок исполнения – постоянно.

  1. Проводить on-line общение во время пленарных и секционных докладов с использованием новых платформ системы видеосвязи для обеспечения без перебойной и качественной связи с участниками конференции из стран ближнего и дальнего зарубежья 

Ответственные – заместитель директора по учебной и воспитательной работе, заведующий учебно-методической лабораторией экологического образования, заведующий кафедрой общей биологии и генетики, начальник отдела технических средств обучения и коммуникаций.

Срок исполнения – постоянно.

Заведующий учебно-методической лабораторией 

экологического образования 

МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ Н.П. Стригельская

Заведующий кафедрой 

общей биологии и генетики

МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ А.Г.Чернецкая

Приложение 1

Организации, принявшие участие в конференции

МБУ «Леспаркхоз»; ООО «Газпром ВНИИГАЗ»; Московское городское управление природными территориями; АНО «Платформа новой школы»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов; МГОУ; ФГБНУ «ИХОиК РАО»; Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета; Институт стратегии развития образования РАО; Уральский государственный педагогический университет Российской Федерации; Южный федеральный университет; ФГБОУ ВО РГАТУ; Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Екатеренбург; Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 31 «Звёздочка» города Орска; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей №27 «Кораблик» городского округа «город Якутск»; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22», г. Рязань; ОГБПУ ПмФ Томский аграрный колледж; Высшее учебное заведение «Харьковский колледж текстиля и дизайна»; МАОУ СОШ №53 г. Томска; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа рабочего поселка Черусти» городского округа Шатура Московской области; Средняя общеобразовательная школа «Центр ЮССТ»; Московская школа «Брукс»; Костромской государственный университет; МБУ «Леспаркхоз»; ООО «Газпром ВНИИГАЗ»; Московское городское управление природными территориями,; АНО «Платформа новой школы»; Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма; муниципальное автономное учреждение информационно-методический центр г. Томска Томской области; Турстанция «Инвис»; ГБПОУ МО «Рошальский техникум»; Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №65» города Нур-Султан, Республики Казахстан; Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; Николаевский национальный аграрный университет; ГУ «Институт эволюционной экологии НАН Украины»; Институт сельского хозяйства Степи НААН; Государственное учреждение «Институт экономики природопользования и устойчивого развития Национальной академии наук Украины»; Одесская национальная академия пищевых технологий; Национальный университет пищевых технологий; Тернопольский национальный медицинский университет имени И. Я. Горбачевского МЗ Украины; Коммунальное учреждение Сумского областного совета «Сумская областная гимназия-интернат для талантливых и творчески одарённых детей»; Кыргызско-Российский Славянский университет; Агентство по гидрометеорологии при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.